Что такое железобетонный лоток
Водоотводные лотки – железобетонные элементы, основная задача которых – отведение дождевых, талых вод с территории, защита расположенных в непосредственной близости объектов, дорог, инженерных коммуникаций от разрушения, вызванного негативным воздействием влаги. Подобные системы необходимо обустраивать как на частных территориях, так и на промышленных, производственных, коммерческих, будь то автозаправочные станции, различные предприятия, автостоянки, парковочные комплексы, парки, площади.
Виды железобетонных лотков
В зависимости от своей конструкции и назначения можно выделить следующие виды железобетонных лотков:
- водоотводные лотки (используются для обустройства водоотводного канала)
- дренажные лотки (используются для сооружения системы отвода стоков)
- автодорожные лотки (используются для отвода поверхностных стоков с дорожного полотна)
- Кабельные лотки (применяются для прокладки систем связи)
- лотки для теплотрасс (используются для прокладки системы отопления)
- дождевые лотки (применяются для отвода дождевой воды)
- телескопические лотки (используются при благоустройстве и для отвода ливневых вод)
- межпутевые и междушпальные лотки (предназначены для отвода воды от железнодорожных путей)
Сфера применения бетонных лотков
Как уже можно понять из перечня видов лотков, они применяются при дорожном строительстве (отвод дождевой и талой воды от дорожного полотна), при прокладке систем отопления, водоснабжения, систем связи, работах по благоустройству, при создании системы защиты железнодорожных путей, автомагистралей и так далее.
Их использование обеспечивает надежную изоляцию трубопроводов и кабелей от контакта с грунтом, предотвращая внешнее механическое воздействие, гарантируя увеличение срока службы и упрощая профилактические ремонты.
При этом все преимущества дополняются высокой долговечностью железобетонной конструкции и доступной стоимостью (увеличить срок службы всех видов железобетонных лотков при эксплуатации в агрессивной среде можно нанесением дополнительных специальных защитных покрытий).
Еще одно преимущество лотков и перекрытий из железобетона в простоте монтажа и демонтажа, благодаря специальным проушинам из арматуры, за которые их можно зацепить автокраном и переместить на нужное место (для сравнения, напомним, что ранее теплотрассы прокладывались в специальных тоннелях, выложенных кирпичом).
Особенности дорожных водоотводных лотков
Их устанавливают при необходимости дренажа с поверхности, превышающей 250 м². Используются только бетонные/железобетонные конструкции с различным профилем водопропускной части.
Характерные особенности:
- Обязательное наличие съёмных защитных решёток.
- Наличие боковой кирпичной кладки или перекрытия.
- Внешние уступы, располагающиеся по всей длине лотка.
- Соблюдение определённых расстояний между приёмными отверстиями защитных крышек.
В дорожном строительстве всё активнее используются комбинированные системы дренирования. Такой лоток состоит из двух компонентов- базового блока с U-образным профилем и верхнего блока с эллиптическими дренажными отверстиями, позволяющими ливневой воде стекать с проезжей части. Водопропускная способность улучшается вследствие наличия узлов соединения, блоков отвода, переходных блоков, верхних блоки разного профиля и базовых блоков разной глубины.
Такие водоотводящие лотки имеют значительные преимущества по стоимости и пропускной способности в сравнении с изделиями традиционного типа.
Как выбрать лотки: краткие рекомендации
Основной момент при подборе – внешняя механическая нагрузка, которую может выдержать ЖБИ. На завод железобетонных изделий лотки представлены следующими классами:
- A15. Лотки небольшой прочности, предназначенные для объектов, где возможно исключительно пешеходное движение, проезд велосипедов, самокатов и другого легкого немоторизованного транспорта.
- B125. Лотки ориентированы на городские улицы с небольшим транспортным потоком, не предполагающим движение большегрузных машин.
- C250. ЖБИ для дорог с малой или средней пропускной способностью, в том числе улиц, по которым проложены маршруты общественного транспорта, а также парковок, не предназначенных для грузовиков.
- D400. ЖБИ для промышленных зон, магистралей с высокой проходимостью, автозаправочных станций, территорий объектов промышленной и транспортной инфраструктуры, будь то сортировочные центры, погрузочно-разгрузочные терминалы, заводы.
- E600. Лотки для наиболее оживленных автомобильных магистралей, по которым разрешено скоростное движение транспорта, в том числе большегрузного, а также территорий, расположенных в непосредственной близости от железнодорожного полотна.
- F900. Специализированные особо прочные лотки, жесткость которых достаточна даже для эксплуатации на объектах, к которым предъявляются особые требования по безопасности, надежности, стабильности функционирования, например, в аэропортах или на военных базах.
Чтобы система в полной мере справилась со своими задачами, необходимо не просто правильно выбрать лотки, учесть их пропускную способность, устойчивость к внешним механическим нагрузкам, но и грамотно провести установку, соблюдая все требования, правила и нормы, предусмотренные инструкцией.