Используемые материалы
Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.
Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.
Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:
- темный мрамор для фона;
- яшма;
- аметист;
- бирюза.
Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.
Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев
Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки
Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.
Стекло
Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.
Есть две основные категории стеклянной мозаики:
- Для украшения потолка, пола.
- Для декора мебели, аксессуаров.
Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.
Керамика
Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:
- твердая и прочная;
- отлично сопротивляется износу;
- устойчива к коррозии;
- электрически изолирована;
- устойчива к воздействию химикатов;
- подходит для отделки любой поверхности;
- имеет низкую теплопроводность.
Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.
Мозаичные рисунки
С помощью данной облицовки можно создавать самые необычные и уникальные этюды.
Узоры и орнаменты
Многомерные, мерцающие драгоценным блеском, выложенные узоры и орнаменты, за счет бесчисленных граней, преломляют световой поток и смотрятся очень роскошно.
Геометрические фигуры
Могут занимать большой участок поверхности или располагаться акцентно. Геометрические фигуры, сформированные из множества мозаичных плиточек, наделят обстановку выразительностью, блеском и создадут определенную иллюзию.
На фото мозаичные геометрические фигуры на акцентной стене в интерьере туалета.
Декоративные надписи
За счет применения художественной, смелой и необычной надписи, интерьер комнаты станет по-настоящему креативным.
Анималистичные и растительные изображения
Придадут обстановке самобытности, уникальности, создадут поистине неповторимое оформление и привнесут в дизайн новых свежих творческих идей.
Связующее для мозаики
Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:
1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.
Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).
Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.
Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.
Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).
Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.
Флоренция
Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.
Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.
- В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
- Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
- Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
- Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
- Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
- Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.
Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Преимущества
Помимо перечисленных достоинств, картины, выполненные в технике флорентийской мозаики, имеют и такие преимущества:
-
абсолютная уникальность. Двух одинаковых деталей из натурального камня быть не может, а потому полностью скопировать уже имеющуюся картину, выполненную в такой технике, не получится;
-
долговечность. Природные и искусственные материалы отлично сохраняют цвет даже спустя десятки лет. Изделие будет радовать переливами красок как и в самый первый день;
-
эксклюзивность. На создание даже небольшой картины уходит достаточно много времени, что придает флорентийской мозаике элитность.
Что такое мозаика: происхождение и виды в истории
Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.
Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины
История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.
Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)
Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.
Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)
В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.
Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века
Мозаика простоит века
После компоновки и подгонки всей картины верх полотна полируется, что стирает последние границы между самоцветами. Мозаика получается гладкая сверху и из-за точной подгонки меду камнями получается целостная картина, будто написанная рукой художника. Недаром
один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель Микеланджело восхищался техникой флорентийской мозаики и называл полотна этой мозаики не как иначе, как вечной картиной.
Как понятно по описанию, что флорентийский вид мозаики является самой сложной в плане затрат времени и труда. Для создания шедевров из цветных камней необходимо знать не только виды парод по цветовым раскраскам, но необходимо в совершенстве обладать знаниями по тому, как лучше обрабатывать ту или иную породу или минерал. Специальная обработка минералов и тщательная подгонка частей мозаики требует больших затрат труда и даже при использовании современных приспособлений обработки самоцветов, создание одного полотна мозаики во флорентийском стиле может занять не одну неделю кропотливого труда.
Что это такое?
Мозаика – это искусство создания рисунков и орнаментов из мелких разноцветных кусочков, называемых чипсами (иногда чипами), из какого-либо твердого материала путем компоновки на плоскости. С итальянского языка слово «мозаика» переводится как «сложенный из кусочков». Самыми распространенными материалами для создания мозаичных полотен являются природный камень, смальта (разноцветные осколки стекла), керамика, дерево, металл.
Современная мозаика, претерпевшая за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию, стала, в основном, ремеслом, использующим в качестве отделочных материалов разноцветную мозаичную плитку с готовыми рисунками и узорами. Из таких мелких плиток складываются либо запланированные производителем узоры и рисунки, либо посредством разноцветных плиток складываются мозаичные композиции в соответствии с фантазиями мастера или пожеланиями заказчика.
Мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок. Для отделки помещений стали повсеместно использовать керамическую плитку, покрытую разноцветной глазурью.
Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и сейчас. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.
Такие творения создаются, в основном, из смальты (разноцветных стеклянных кусочков), камней как искусственных, так и натуральных. Причем материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.
Современные дизайнеры практикуют украшение помещений путем создания напольных и настенных мозаичных полотен, изготовленных из натурального камня и мозаичной плитки из дорогих древесных пород, покрытых противопожарной и влагозащитной прозрачной оболочкой. При этом подчеркивается естественная структура камня и дерева, разделяемая иногда вставками из металла и кости. Дизайн любого помещения, выполненный подобным образом, выглядит неброско, но роскошно.
Техника выкладки мозаики активно используется при отделке современных строений как снаружи, так и изнутри. Напольная и настенная мозаичная плитка, покрытая яркой глазурью, придает своеобразный колорит и изысканность любому интерьеру.
История возникновения техники
Она зародилась в Италии XVI века и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи, чьи представители всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладных искусств. Герцог Фердинанд I ди Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой используют и сегодня.
Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось стратегически важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и знати непременно использовали в своем убранстве роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды.
Изготовление
Мастер выполняет кропотливую работу с огромным терпением. Каждый кусок материала отличается по размеру. Его вырезают, формируют, подвергают механическим воздействиям. Затем снова измеряют и повторно обрабатывают до тех пор, пока он не будет полностью соответствовать размерам для соединения с соседней деталью. Ремесленники нередко работе посвящают часы, чтобы получить один кусочек «головоломки».
Процесс выполнения техники разделяется на три этапа:
- выбор материала;
- сбор мозаики (прямой или обратный);
- полировка поверхности.
Подбирая камни, стоит учитывать свойства породы, поскольку каждый минерал обладает оптическим характером. Это пористость, гладкость, яркость, насыщенность цвета.
В 21 веке за счет цифровых технологий выполнить такую работу можно быстрее. Лазерный луч переносит изображение с компьютера без лишних погрешностей и оставляет нужный запас по краям элемента.
На подготовленных предметах делают разметки и режут детали на станке. Толщина готовых пластин достигает 2-3 мм. Доработка частей происходит на станке для шлифования деталей. Обратный метод для сборки картины – укладка элементов лицевой стороной вниз, используя трафареты. Собранную основу закрепляют клеем с изнаночной стороны. Этот способ применяют для объемных работ. Завершающим штрихом является шлифовка готовой поверхности.
Метод прямого набора изображения – укладка деталей на объекты (столешницу, сундук, шкатулку). Опытные мастера производят укладку фрагментов при помощи закрепляющего слоя. Все выложенные элементы на поверхности обрабатывают полировочной пастой. Полировку выбирают разную в зависимости от рабочего материала. Завершающая отделка показывает блеск, переливы оттенков на художественной композиции.
Еще больше информации о флорентийской мозаике смотрите в следующем видео.
Не просто менеджер
Когда я пришел в «Русские самоцветы», экспериментальной группой, занимавшейся в том числе и флорентийской мозаикой, руководил Александр Александрович Журавлев. Там я отработал около десяти лет, но по сравнению с тем, что нам предстояло поднять, это были, в общем, игрушки.
Моя сегодняшняя должность директора требует несколько иных знаний и несколько иного уровня образования, чем были у меня. Нужно разбираться и в экономике, и в управлении. Я не разделяю новомодную теорию, что менеджер – это просто менеджер, и готов управлять чем угодно. Хотя и раньше могли перекидывать с культуры на молочную ферму. Это называлось «номенклатура».
Я же считаю, что любой руководитель должен как бы знать, чем он занимается, уметь это делать. В этом плане мне довольно легко. Мои мужики (непростые ребята, сложная творческая публика, художники с высшим художественным образованием, высококлассные специалисты-мастера) понимают, что голову морочить мне не получится. Я во всём разберусь, а при необходимости и сам вырезать могу. И мне частенько приходится это делать.
В Янтарной комнате, например, я работал своими руками.
6 сентября 1999 года этой ручкой было подписано соглашение о финансирования финальной стадии работ по воссозданию Янтарной комнаты между ГМЗ «Царское Село» и немецкой фирмой «Рургаз».
Мозаика и Ломоносов
А вот в России флорентийская мозаика появилась в середине XVIII в. В нашей стране у истоков мозаичного искусства стоял Михайло Ломоносов, который в сентябре 1752 года создает свою первую мозаичную работу — образ Богоматери. Мозаика была составлена из более чем четырех тысяч кусочков смальты. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики (еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян), Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска, что обеспечивало прочность набора.
В мае 1762 года Ломоносов начал трудиться над самым большим своим панно «Полтавская битва», которое закончил спустя два года. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Все они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
Нельзя не упомянуть и об искусстве мозаики в Венеции, которое просто завораживает своим изяществом. Здесь была основана собственная школа мозаичного искусства
О ее важности свидетельствует список храмов, где используется венецианская мозаика: архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.); церковь Санта Мария (о. Донато, вторая половина XII в.); собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.); мозаика центрального купола собора Сан-Марко (Венеция, Италия XII в.)
Дизайн мозаики
Благодаря разным вариантам дизайна, получается воплотить в жизнь любые творческие идеи и создать неоспоримо красивый интерьер.
Панно
Благодаря такому высокохудожественному элементу, который представляет настоящую картину, удается выгодно подчеркнуть эстетический облик комнаты и сформировать в нем яркий визуальный акцент.
Зеркальная
Имеет уникальную отражательную способность, за счет которой помещение визуально становится больше, просторнее и гораздо светлее.
Марокканская
Сложные, математически выверенные арабские узоры, отличающиеся огромным количеством элементов, строгой симметричностью и сочетанием цветов, сформируют в комнате по-настоящему величественную атмосферу восточных дворцов.
Частичная отделка и декор
Предполагает вставки и оформление только определенных областей, например колонн, книжных и каминных полок, углов, различных углублений, зоны вокруг зеркал или только половины стены, что позволяет волшебно преобразить интерьерное пространство.
Приложения
Список используемой литературы
Работа
- Катрин Бальмель, Жан-Пьер Дармон , Мозаика в римских галлах , A&J Picard, 2017.
- Отец Арто, Краткая история мозаичной живописи , Лион, 1835 г.
- Б. Андреа, Antike Bidmosaiken , Майнц-сюр-ле-Рейн, 2003.
- К. Бальмелль и др., Геометрический декор римской мозаики , I. II. Париж, 1985 — 2002 гг.
- С. Balmelle, М. Blanchard-Lemée, JP Дармон, H. Лавин, новые вклады в знания галло-римской мозаики, в VII — й международной конференции по изучению древней мозаики , Тунис 3-7 октября 1994 г., стр. 627-637 .
- К. Бальмелль; Х. Эристов; Ф. Монье, Декор и архитектура в Галлии между античностью и высоким средневековьем . Материалы международной конференции, Университет Тулузы II, Le Mirail, 9-12 октября 2008 г. (Дополнение Aquitania, 2011 г.).
- А. Бен Абед Бен Хадер, Изображения камня, Тунис в мозаике , Париж, Ars Latina, 2003.
- В. Блан-Бихон и П. Блан, «Мозаика», в Музее античного искусства , Арль, Actes-Sud, 1996, с. 100-111 ; 2002 г. переиздание.
- А. Бланше, La Mosaïque , Париж, 1928.
- П. Бруно, «Античная мозаика» , Париж, 1987.
- А. Шантрио, «Замечания по технологии некоторых галло-римских мозаик», в П. Шардрон-Пико, Аспекты ремесел в городских районах: Галлия и римский Запад , Труды международной конференции Отена, 20-22 сентября 2007 г., Дижон 2010, стр. 231-234 .
- (la) Дж. Чампини, Vetera munimenta in quibus praecipue musiva opera… illustrantur , Рим, 1690.
- (en) К.М.Д. Дунбакин, Мозаики греческого и римского мира , Кембридж, 1999.
- (la) Дж. Фуриетти, De musivis , Рим, 1752 г.
- П. Гауклер, Примечание о некоторых мозаиках из Прованса , Археологический бюллетень Комитета, 1901 (1902). п. 336-346 .
- É. Герспах, La Mosaïque , Париж, 1881 г.
- Андре Жирод, «История Прованса в мозаиках», в садах Магали , Лаурис.
- Марк Гайяр, Современная мозаика: Яйцо, учебный центр, 1960–1990-е гг. , Париж, Массен,2007 г., 140 с. ( ISBN 978-2-7072-0547-6 )
- С. Джабер и другие, Image de Pierre , Ars Latina 15, 2002, 448. стр. 200 ( ISBN ) .
- Х. Лавань, La Mosaïque , колл. «Что я знаю? » N о 2361), Париж, 1987.
- П. Ле Вьей, Очерк мозаичной живописи , Париж, 1768 г.
- П. Маккер, Le Quartier Picassiette, эссе о городском социальном развитии , Париж, Éditions l’Harmattan, 2008.
- Э. Мюнц, «Первые историки римской мозаики», в Homage to Paul Fabre , Paris, 1902. p. 478-495 .
- Коллективная, Общая коллекция мозаик Галлии , ( X — е дополнение к Галлии ): 13 томов , опубликованных между 1957 и 2000 годами .
- У. Паппалардо и Р. Чиарделло, Греческие и римские мозаики , Париж, Цитадели-Мазенод, 2010.
- Карло Бертелли ( перевод с итальянского), Les mosaics , Paris, Bordas ,Сентябрь 1993 г., 360 с. ( ISBN 2-04-027012-4 )Французское издание под редакцией Жоэль Файт, перевод Рауля де Мерлеймона.
Статья в прессе
- А.А. Малек, «Пропущенная жертва в Ламбезе», Археологический обзор , II, 2008, с. 283-291 .
- Коллективное, «Мозаика, пол украшение», Les Dossiers d’Archeologie, п о 15, марта-Апрель 1976 г..
- Коллективная, «Римская мозаика, золотой век африканской школы», Les Dossiers d’Archeologie , п о 31, ноября-Декабрь 1978 г..
- Коллективные, «Древняя мозаика», Les Dossiers d’Archeologie , п о 346, июль-август 2011 г..
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Примечания в общих словарях или энциклопедиях :
- Ресурсы изобразительного искусства
(in) Grove Art Online
:
Выводы
Флорентийская мозаика – это недешёвое удовольствие. Сделать её очень непросто, придётся потратить немало денег. По времени также выходит очень продолжительный период изготовления. Но спрос на подобное всё равно есть, причём не только у высокопоставленных особ и VIP-личностей, но и у обычных людей, решивших придать части своего интерьера особенный вид. Такое украшение выглядит совершенно неповторимо, а его долговечность исключительна – пройдут века, а узор не выцветет и не потускнеет, изображение будет всё в том же привлекательном виде.
Иногда технологию применяют и вовсе не для полов и стен, а для дверей шкафов, шкатулок и ювелирных украшений, например, подвесок. Так что, если вам нравится подобный стиль, всегда можно найти, где его использовать.