Новости

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Здание Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве, утраченный павильон Курзал в санатории «Сестрорецкий курорт» под Петербургом, дом городского головы Симанова в Екатеринбурге — сохранившиеся фото, рисунки и описания позволят воссоздать первоначальный облик этих и многих других объектов с историей

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Отправной точкой для этого материала стала состоявшаяся недавно презентация новой монографии «Страна Наума Грановского»* — классика советской фотографии, которого называли московским летописцем и главным архитектурным фотографом СССР. Галерея Люмьер уже более 20 лет работает с архивами фонда Грановского, нынешняя монография, издание которой поддержала девелоперская компания Vos’hod, продолжает серию выпущенных о фотографе книг и впервые содержит не только черно-белые, но и уникальные цветные снимки.

«Страна Наума Грановского» стала путеводителем по городам, где жили наши родители, бабушки и дедушки, энциклопедией, рассказывающей о прошлом, которое каждый считывает по-своему и к которому мы не можем оставаться безразличными», — говорит основатель и главный куратор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская. А еще подобные архивные фотографии могут оказаться практически полезными при реставрации и воссоздании исторических зданий, особенно объектов культурного наследия (ОКН). Насколько важны их сохранившиеся снимки и рисунки или хотя бы описания для девелоперов и реставраторов? И что делать, если ничего или почти ничего не осталось?

Как напомнил в беседе с BFM.ru заместитель руководителя службы главного эксперта проекта по объектам гражданского назначения Главгосэкспертизы России Дмитрий Абдуллаев, задача ведомства — проводить экспертизу проектной документации объектов культурного наследия федерального значения, а также оценку соответствия проектной документации требованиям охраны объектов культурного наследия. Она проводится и предусмотрена законодательством Российской Федерации.

«В состав проектной документации в определенных случаях входит раздел по обеспечению сохранения объекта культурного наследия — именно его рассматривают наши эксперты. Наличие в проектных решениях фотофиксации существующих элементов фасадов, интерьеров, конструкций помогает сделать вывод о возможности приспособления ОКН к современному использованию. Кроме того, эти материалы дают дополнительные сведения для оценки объемов выполняемых работ, которые учитываются в сметной стоимости объекта», — поясняет эксперт.

Дмитрий Абдуллаев заместитель руководителя службы главного эксперта проекта по объектам гражданского назначения Главгосэкспертизы России «Работа с иконографическим материалом — одна из основных составляющих при подготовке проекта реставрации. Для воссоздания облика архитектор в первую очередь работает с объектом. Выполняются натурные исследования, обмерные работы и раскрытия на участках, где проводились ремонтные работы, которые могли повлиять на общий архитектурный облик здания. Архивные фотографии, различные гравюры и другие графические материалы, собранные искусствоведом при проведении историко-культурных исследований, могут помочь ответить на вопрос о первоначальном архитектурном облике здания или уточнить периодизацию. А также, что важно для обоснования проектных решений, проследить развитие памятника».

«Для нас как для девелоперской компании, которая занимается сохранением культурного наследия в целом и памятников архитектуры в частности, очень важно восстанавливать аутентичность городской среды во всех возможных деталях. Архивная фотография в этом кропотливом деле помогает найти утраченные со временем фрагменты, которые ранее были примечательной частью здания или атмосферными декоративными элементами с важной эстетической функцией. Фотографическое наследие помогает проследить эволюцию города и лучше понять дух места, чтобы создать по-настоящему привлекательные городские пространства с уважением к их прошлому», — продолжает управляющий партнер компании Vos’hod Марина Руднева.

Марина Руднева управляющий партнер компании Vos’hod «Например, знаменитое здание Центрального телеграфа, украшающее Тверскую улицу в Москве, не раз попадало в объективы фотографов, в том числе и в объектив Наума Грановского. На таких кадрах запечатлен не только дух эпохи, но и важные особенности декоративного убранства здания. При разработке концепции ревитализации Центрального телеграфа специалисты нашей компании вместе с бюро Дэвида Чипперфильда тщательно изучили архивы, чтобы досконально восстановить историю здания и по крупицам собрать все недостающие фрагменты знания о нем. И ретрофотографии стали в этом большим подспорьем. Так, благодаря архивным кадрам 1970-х годов на фасаде над главным входом были обнаружены металлические надписи — «Радио», «Телефон», «Почта», «Телеграф», а также круглые механические часы, место которых позднее заняли электронные. Проанализировав фотодокументы и приняв во внимание ту стратегическую роль, которую за столетнюю историю играло для страны здание Центрального телеграфа, мы приняли решение восстановить утерянные элементы декора и вернуть фасаду башни и парадному крыльцу аутентичный вид. Мы восстановим металлические буквы, они займут свое историческое место в простенках под глобусом и будут выполнены в единой стилистике с надписью «Телеграф», которая размещается на фасаде со стороны Тверской улицы. Обнаруженные на снимках механические часы, к сожалению, не сохранились — их место займет точная копия».

Своим опытом делится и «Группа ЛСР», которая в 2021 году приобрела санаторий «Сестрорецкий курорт» — первую бальнеологическую здравницу на северо-западе, существующую с конца XIX века. «В рамках реконструкции санатория было принято решение воссоздать на его территории историческое здание, которое было утрачено во время Второй мировой войны — Курзал», — рассказывает директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР» Александр Зильберт.

Александр Зильберт директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР» «Это место долгое время было центром притяжения известных писателей, поэтов и музыкантов: во времена царской России здесь устраивали званые ужины и давали концерты, в советское время читали лекции и стихи, а мы уверены в том, что и сейчас Курзал может стать весьма востребованной культурной площадкой. Общая площадь застройки Курзала — пять тысяч квадратных метров, включая террасу площадью 2,6 тысячи квадратов. Сейчас строительно-монтажные работы завершены примерно на 40% — построены два этажа, уже видны очертания будущей сцены. И это притом, что от старого здания остались буквально две ступени, и его пришлось возводить с нуля. Несмотря на то, что этим проектом занимаются архитекторы с огромным опытом реставрации, даже для них он оказался невероятно амбициозным. Пара публикаций в журнале «Зодчий» 1900 года, снимки, сделанные гостями Курзала, большая часть которых не самого хорошего качества, книги того времени и записи посетителей с редкими описаниями — все, чем руководствовались специалисты, моделируя объект. Габариты элементов высчитывали, исходя из роста людей и размеров проемов, запечатленных на фотографиях, а также по чертежам из журнальных заметок, где все измерялось в аршинах и саженях. Если посмотреть на рендеры, новый Курзал — один в один как на старых фотографиях. Но строительные материалы и оснащение здания будут современными — этого требуют нынешние правила безопасности, противопожарные меры, необходимость приспособления учреждения для маломобильных граждан и, в конце концов, капризная погода на побережье Финского залива. Надо помнить, что исконное здание Курзала было деревянным (каменным — лишь цокольный этаж, где находились погреба и кладовые). И это сыграло в итоге не в его пользу: в 1942 году постройка сгорела при попадании финских снарядов. Понятно, что сейчас в таком объекте ни несущий каркас, ни ограждающие конструкции по правилам не могут быть горючими. Деревянные материалы на берегу залива — в принципе не очень классная идея, ибо они разрушаются из-за погоды, плюс песок работает как абразив. Из-за современных норм безопасности концертный зал, вмещавший когда-то около 1500 человек, теперь рассчитан на в три раза меньшее число зрителей. Все потому, что сейчас нельзя просто поставить в зале такое количество стульев — они должны быть соответствующим образом закреплены. Поэтому специально для нашего проекта разработана модель венских стульев, которые можно и прикреплять к полу, и легко демонтировать при необходимости».

Екатеринбургский холдинг «Деловой дом на Архиерейской» работает исключительно с объектами культурного наследия. С 2005 года компания восстановила такие важные для сохранения исторического облика города объекты, как здание епархии на улице Чапаева и дом Флоринского на улице Сакко и Ванцетти. Сейчас в активной стадии реконструкции находится дом городского головы Симанова, разрабатывается проект реконструкции ансамбля зданий на Базарной площади в Тобольске.

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Как защититься от атак злоумышленников?

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Как не стать легкой добычей злоумышленника

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Как компаниям минимизировать потери в текущих реалиях?

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Вымогание выкупа, потеря данных: что еще могут мошенники?

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Эффективные технологии нового поколения

Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места

Импортозамещение технологий: плюсы и минусы

А что думают по этому поводу архитекторы? По уже сложившейся традиции, им слово во второй части материала. Продолжим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»