Как проверить зажигание на бензопиле, найти и устранить неисправность
20 апреля 2025 2025-04-20
74
Время чтения 19 минут
Прочитать позже
Отправим материал на почту
Согласен на обработку персональных данных.
политика конфиденциальности
Надежная работа бензопилы во многом зависит от исправности системы зажигания, главным элементом которой является катушка зажигания. Эта небольшая деталь отвечает за создание высоковольтного импульса, необходимого для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя. Если бензопила не заводится, работает нестабильно, глохнет или теряет мощность, одной из наиболее вероятных причин является неисправность детали. Поэтому умение самостоятельно диагностировать ее состояние является ценным навыком для любого владельца бензопилы. Ниже будет рассмотрен вопрос, как проверить катушку зажигания на бензопиле, не обращаясь в мастерскую.
Проблемы с модулями зажигания цепных пил
Какие признаки указывают на то, что система зажигания неисправна:
- Полное отсутствие искры на свече зажигания – двигатель не подает признаков «жизни» при попытке запуска.
- Слабая или нестабильная искра – движок может с трудом заводиться, работать с перебоями, «чихать» или глохнуть под нагрузкой.
- Внезапное выключение во время работы, особенно после прогрева.
- Двигатель хорошо работает на холодную, но глохнет по мере прогрева – тепловое расширение может усугублять скрытые дефекты катушки.
Надежность работы этой детали подвергается воздействию различных факторов:
- Перегрев двигателя негативно сказывается на изоляции обмоток и приводит к их пробою.
- Постоянная вибрация во время работы бензопилы может привести к механическим повреждениям внутренних элементов или ослаблению контактов.
- Попадание влаги внутрь может вызвать коррозию контактов или пробой изоляции.
- Удары, падения или неправильное обращение приводят к трещинам корпуса или повреждению обмоток.
- Со временем изоляция может терять свои свойства, что приводит к межвитковому замыканию или пробою на корпус.
Устройство и принцип работы системы зажигания бензопилы
Чтобы успешно диагностировать тот или иной дефект, необходимо понимать, как устроена схема зажигания бензопилы и самой катушки, которая по своей сути является трансформатором, предназначенным для преобразования низковольтного напряжения от системы питания в высоковольтное, необходимое для пробоя искрового промежутка свечи. Она состоит из двух основных обмоток, намотанных на общий сердечник, выполненный из ферромагнитного материала.
Первичная обмотка содержит относительно небольшое количество витков толстого медного провода – порядка нескольких сотен витков. Через нее протекает ток низкого напряжения, создавая вокруг сердечника магнитное поле. Вторичная обмотка содержит большее количество витков тонкого медного провода – порядка нескольких тысяч или десятков тысяч витков. Она располагается вокруг первичной обмотки.
Принцип работы основан на явлении электромагнитной индукции. Когда электронный коммутатор, расположенный отдельно или встроенный в катушку зажигания, резко прерывает ток в первичной обмотке и, соответственно, магнитное поле вокруг сердечника быстро исчезает. Это быстрое изменение магнитного потока пронизывает витки вторичной обмотки, индуцируя в ней высокое напряжение. Величина этого напряжения прямо пропорциональна отношению количества витков во вторичной и первичной обмотках. Эта пропорция называется коэффициентом трансформации. В бензопилах напряжение может достигать 10 000-30 000 вольт и более, чего достаточно для образования искры между электродами свечи.
При этом катушка не работает изолированно, а взаимодействует с другими компонентами системы зажигания:
- Магнето, по-другому генератор импульсов, вырабатывает низковольтный переменный ток, который поступает на первичную обмотку катушки. В большинстве бензопил используется магнето, приводимое в движение маховиком. На маховике установлены постоянные магниты, которые, вращаясь рядом с обмотками магнето, индуцируют в них электрический ток.
- Коммутатор, по-другому электронный блок управления, управляет моментом прерывания тока в первичной обмотке катушки. В современных бензопилах часто используется электронное зажигание, обеспечивающее более точное управление. В старых моделях мог использоваться механический прерыватель с кулачком.
- Свеча зажигания принимает высоковольтный импульс от вторичной обмотки катушки через высоковольтный провод. Между электродами свечи проскакивает электрическая искра, поджигая сжатую топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
- Высоковольтный провод с толстой изоляцией предназначен для передачи высоковольтного напряжения от катушки к свече без утечек.
Как проверить систему и выявить дефектный узел
При необходимости проверить катушку зажигания бензопилы можно разными инструментами, но начинать надо с ее демонтажа. Для этого нужно изучить руководство по эксплуатации бензопилы. В ней должна быть информация о расположении катушки и порядке снятия защитного кожуха. Обычно она располагается рядом с маховиком двигателя. Используя необходимые ключи и отвертки, аккуратно снимают защитный кожух двигателя. Нужно запомнить расположение крепежных элементов, чтобы облегчить обратную сборку.
Катушка представляет собой небольшой электронный блок с высоковольтным выводом для подключения свечи и одним или несколькими низковольтными проводами.
В первую очередь необходимо внимательно осмотреть корпус снятого блока на наличие видимых повреждений: трещин, сколов, вздутий, оплавленных участков. Любые механические повреждения могут указывать на неисправность. Следующее – проверка состояние изоляции проводов, идущих к катушке. Нужно убедиться, что нет потертостей, порезов или оголенных участков. Проверить надежность соединения проводов с клеммами блока зажигания бензопилы и свечи. Контакты не должны быть окислены и плотно закреплены.
После подготовительного этапа можно приступать к проверке работоспособности катушки зажигания различными способами.
Самый простой и быстрый способ – проверка искры. Высоковольтный провод отсоединяется от свечи и подключается к искровому тестеру – если он есть. Если прибора нет, то можно соединить с исправной свечой. Далее нужно плотно прижать резьбовую часть свечи или заземляющий контакт искрового тестера к неокрашенной металлической части корпуса двигателя бензопилы.
После надо резко потянуть стартовый шнур бензопилы или кратковременно провернуть двигатель стартером – если он есть. Отчетливая синяя искра свидетельствует о том, что катушка, скорее всего, исправна. Хотя и не исключаются проблемы под нагрузкой. Искра должна быть яркой и проскакивать регулярно при вращении двигателя. Ее отсутствие указывает на возможную неисправность катушки, коммутатора или других элементов модуля зажигания.
Как проверить катушку зажигания бензопилы мультиметром
Этот метод позволяет оценить целостность первичной и вторичной обмоток. Для точной диагностики необходимо знать номинальные значения сопротивления, указанные в руководстве по эксплуатации бензопилы.
Перед тем как проверить катушку зажигания бензопилы мультиметром, нужно прибор настроить:
- Установить режим измерения сопротивления (Ом или Ω) для проверки первичной обмотки.
- Установить режим измерения сопротивления (кОм или kΩ) для проверки вторичной обмотки.
Проверка первичной обмотки проходит по следующему алгоритму:
- Отсоединяют все низковольтные провода от клемм катушки зажигания бензопилы.
- Подключают щупы мультиметра к клеммам первичной обмотки. Обычно это две небольшие клеммы, к которым подходят провода от магнето или коммутатора.
- Сравнивают измеренное значение с номинальным значением, указанным в руководстве.
Значение, близкое к номинальному, указывает на то, что первичная обмотка, скорее всего, исправна. Значение, равное нулю или очень близкое к этому числовому показателю, свидетельствует о межвитковом замыкании в первичной обмотке. Очень высокое значение или показание «OL», указывает на обрыв в первичной обмотке схемы катушки зажигания бензопилы Штиль или другой марки.
Проверка вторичной обмотки:
- Один щуп мультиметра подключают к высоковольтному выводу катушки, куда подключается провод свечи.
- Другой щуп мультиметра – к массе катушки (металлическому корпусу).
- Замеряют сопротивление обмотки и сравнивают полученное значение с номинальным.
Значение, близкое к номинальному, указывает на то, что вторичная обмотка, вероятно, исправна. Значение, равное нулю или очень близкое к нулю, свидетельствует о коротком замыкании во вторичной обмотке. Очень высокое значение указывает на обрыв во вторичной обмотке.
Видео описание
В видео показано, как проверить катушку зажигания бензопилы, если нет искры на свече:
Внимание! Номинальные значения сопротивления могут различаться в зависимости от модели и производителя бензопилы. Без этой информации измерения могут быть неинформативными.
Большой зазор между модулем зажигания и магнитом маховика
Неправильный воздушный зазор между катушкой зажигания и маховиком бензопилы может привести к слабому искрообразованию или его отсутствию. Для замера этого зазора нужно использовать специальный щуп. Проверку проводят в нескольких положениях маховика, проворачивая его вручную. Номинальное значение воздушного зазора есть в руководстве по эксплуатации бензопилы.
Если измеренный зазор отличается от номинального (обычно он больше), его необходимо отрегулировать:
- ослабить крепежные винты катушки зажигания;
- установить щуп необходимой толщины между сердечником катушки и магнитом маховика;
- прижать катушку к маховику так, чтобы щуп был слегка зажат;
- затянуть крепежные винты катушки и удалить щуп.
Видео описание
В видео рассказано про регулировку зажигания на бензопиле, как выставить зазор между маховиком и модулем:
Видео описание
В видео показано, как установить угол опережения зажигания на бензопиле:
Коротко о главном
Проверка катушки зажигания на бензопиле мультиметром или другим способом – вполне выполнимая задача. Следуя описанным методам и соблюдая меры предосторожности, можно определить состояние детали и принять решение о необходимости ее замены.
Если при проверке была обнаружена отчетливая синяя искра, сопротивление обмоток находится в пределах номинальных значений, воздушный зазор отрегулирован правильно, то катушка исправна. В этом случае причину неисправности следует искать в других элементах системы зажигания, например, свече, высоковольтном проводе, коммутаторе или в топливной системе.