Какое масло заливать в двигатель мотоблока
22 апреля 2025 2025-04-22
204
Время чтения 23 минуты
Прочитать позже
Отправим материал на почту
Согласен на обработку персональных данных.
политика конфиденциальности
Мотоблок, будучи многофункциональным агрегатом в арсенале фермерских хозяйств и частных землевладений, значительно облегчает выполнение широкого спектра агротехнических работ – от вспашки и культивации почвы до посадки, окучивания и уборки урожая. Эффективность и долговечность этого мощного помощника напрямую зависят от правильного ухода и своевременного обслуживания, где использование необходимого моторного масла – наиважнейший аспект. Ниже подробно рассмотрим, какое масло заливать в двигатель мотоблока, чем отличаются различные виды масел и как правильно определить необходимый объем.
Почему масло так важно для двигателя
Масло выполняет целый ряд жизненно важных функций в двигателе мотоблока, где главное – это смазка. Оно образует тонкую пленку между движущимися металлическими деталями: поршнями, цилиндрами, подшипниками и валами. Эта пленка снижает трение, соответственно предотвращает износ и заедание деталей. Без должной смазки металлические поверхности будут тереться друг о друга, и это приведет к быстрому износу и выходу двигателя из строя.
Вторая функция – охлаждение. Масло частично отводит тепло от нагревающихся деталей двигателя. Циркулируя по системе смазки, оно поглощает избыточное тепло и передает его на стенки картера или в масляный радиатор, если таковой предусмотрен. В них происходит рассеивание тепла.
Третье – это функция очистки. В процессе работы мотора образуются разнообразные загрязнения, например, металлические частицы из-за износа, продукты сгорания топлива: сажа или нагар. В масле содержатся моющие и диспергирующие присадки, они удерживают загрязнения, предотвращая их оседание на поверхностях деталей движка и образование отложений. Эти загрязнения удаляются при замене масла вместе со старым или задерживаются масляным фильтром, если он в составе двигателя мотоблока присутствует.
И другие функции:
- Масло образует защитную пленку на металлических поверхностях, предотвращая их контакт с влагой и кислородом, которые могут вызвать коррозию. Специальные антикоррозийные присадки усиливают эту защиту.
- Масляная пленка между поршневыми кольцами и стенками цилиндра способствует герметизации камеры сгорания. Это позволяет поддерживать необходимую компрессию, что напрямую влияет на мощность двигателя.
Использование некачественного или неподходящего масла, а также несвоевременная его замена, могут привести к серьезным проблемам: повышенному износу деталей, перегреву мотора, снижению мощности, увеличению расхода топлива и к поломке.
Чем отличается двухтактное масло от четырехтактного
Основное различие между двухтактным и четырехтактным маслом для двигателя мотоблока заключается в их составе и способе использования. Двухтактное предназначено для моторов, в которых рабочий цикл происходит за два такта – это один оборот коленчатого вала. В таких двигателях масло смешивается непосредственно с топливом перед подачей в цилиндр.
Двухтактные обычно имеют более простую основу и содержат специальные присадки, которые обеспечивают хорошее смешивание с бензином и сгорание вместе с топливной смесью, оставляя при этом минимальное количество отложений. Важная характеристика – способность к образованию минимального количества золы при сгорании, чтобы предотвратить засорение выхлопных каналов и свечей зажигания.
То есть, они легко растворяются в бензине, образуя стабильную смесь. При сгорании оставляют минимальное количество твердых частиц. Способны сохранять свои качества и свойства при высоких температурах, возникающих в двухтактном двигателе. При этом отлично обеспечивают смазку подшипников коленчатого вала, шатуна и других деталей, которые смазываются непосредственно топливно-масляной смесью.
Четырехтактное масло предназначено для двигателей, в которых рабочий цикл совершается за четыре такта – это два оборота коленчатого вала. В таких двигателях оно заливается в картер и циркулирует по отдельной системе смазки, не смешиваясь с топливом. Поэтому четырехтактные виды имеют более сложный состав, включающий базовые моторные масла: минеральные, полусинтетические или синтетические, и широкий спектр присадок, улучшающих их эксплуатационные свойства. Эти присадки обеспечивают смазку, охлаждение, очистку, защиту от коррозии и улучшают вязкостно-температурные характеристики.
Внимание! Нельзя использовать двухтактное масло в четырехтактном двигателе и наоборот. Это может привести к серьезным повреждениям агрегата. Двухтактное не обладает необходимыми моющими и диспергирующими свойствами для четырехтактного двигателя, а четырехтактное не предназначено для сгорания вместе с топливом и может вызвать образование большого количества нагара в двухтактном двигателе.
Подавляющее большинство мотоблоков оснащено четырехтактными двигателями. Поэтому для них необходимо использовать именно четырехтактное моторное масло.
Видео описание
В видео специалист рассказывает, чем отличается четырехтактное масло от двухтактного:
Разные классификации сортов масляного состава для мотоблоков
Существует несколько основных классификаций моторных масел, которые помогают определить их свойства и область применения.
Первая классификация определяет вязкость при различных температурах SAE. Вязкость – это показатель сопротивления жидкости ее течению. Чем выше вязкость, тем гуще масло.
Классификация SAE включает две группы:
- Зимние масла, которые обозначаются буквой «W» (Winter) и цифрой перед ней, например, 0W, 15W или 25W. Цифра указывает на вязкость низкотемпературную и способность смазки обеспечивать проворот двигателя при низких температурах. Чем меньше число перед «W», тем лучше текучесть при низких температурах.
- Летние обозначаются только цифрой, например, 20, 30, 40, 50, 60. Она указывает на вязкость высокотемпературную, которая не изменяется при рабочей температуре мотора. Чем больше значение, тем выше вязкость смазки при повышенных температурах.
Есть категория всесезонных масел, которые сочетают характеристики зимних и летних. Они обозначаются двойной маркировкой, например, 5W-30, 10W-40, 15W-50. Первое число с буквой «W» указывает на низкотемпературную вязкость, а второе на высокотемпературную. Всесезонные масла являются наиболее распространенным выбором для мотоблоков, так как обеспечивают работу двигателя в широком диапазоне температур.
При выборе вязкости надо учитывать три фактора:
- В первую очередь необходимо брать за основу инструкцию по эксплуатации мотоблока. Производитель обычно указывает оптимальные классы вязкости SAE для различных температурных условий эксплуатации. Важно учитывать и тип двигателя: большинство мотоблоков оснащены двигателями с воздушным охлаждением, которые сильнее нагреваются в жаркую погоду. Для них особенно важно выбирать масло, сохраняющее стабильность вязкости при высоких температурах, чтобы предотвратить перегрев и износ.
- В холодном климате лучше использовать масла с более низкой низкотемпературной вязкостью, например, 5W или 10W для облегчения холодного пуска двигателя. В жарком климате рекомендуется использовать масла с более высокой высокотемпературной вязкостью, например, 40 или 50 для обеспечения достаточной толщины масляной пленки при высоких рабочих температурах.
- Для старых или изношенных двигателей мотоблоков иногда рекомендуют использовать масла с более высокой вязкостью, чтобы компенсировать увеличенные зазоры между деталями.
Видео описание
В видео специалист рассказывает, как надо выбирать моторные масла по вязкости:
Вторая классификация – по качеству API. Эта классификация определяет уровень эксплуатационных свойств масла. Для бензиновых двигателей мотоблоков используют масла с маркировкой «S» и следующей за ней буквой, обозначающей уровень качества, например, SJ, SL, SM, SN. Каждая последующая буква указывает на более высокий уровень качества и более современные требования к маслу.
Для большинства современных четырехтактных бензиновых двигателей мотоблоков рекомендуется использовать моторные масла с уровнем качества не ниже SL, а лучше SM или SN.
Третья классификация – по качеству ACEA. Это европейская классификация, которая также определяет уровень качества моторных масел. Для бензиновых двигателей используются категории, начинающиеся с буквы «A», например, A3, A5. Цифра указывает на определенные эксплуатационные свойства и область применения масла. В большинстве случаев рекомендации производителя мотоблока будут основаны на классификации API.
Четвертая классификация – по типу базовых масел.
Она делится на три категории:
- Минеральные производят путем переработки нефти. Это наиболее доступный тип, но они менее стабильны при высоких температурах и быстро теряют характеристики.
- Полусинтетические – это смесь минеральных и синтетических базовых автомобильных масел с добавлением улучшенных присадок. У них лучшие характеристики по сравнению с минеральными маслами, поэтому они являются хорошим компромиссом цена/качество.
- Синтетические производят с помощью химического синтеза. Обладают наилучшими эксплуатационными характеристиками: отличной термостабильностью, текучестью при низких температурах, стойкостью к окислению и более длительным сроком службы. Синтетические масла обеспечивают наилучшую защиту двигателя в самых тяжелых условиях эксплуатации.
Для мотоблоков рекомендуется использовать полусинтетические или синтетические масла, особенно при интенсивной эксплуатации или в условиях высоких температур.
Выбираем лучшее масло для мотоблока и культиватора
Самым важным фактором выбора являются рекомендации, указанные в инструкции по эксплуатации агрегата. Производители проводят испытания и определяют оптимальные параметры смазки для конкретной модели двигателя. Если у вас мотоблок Даман, какой марки масло – нужно смотреть в руководстве по эксплуатации.
Другой пример – какое масло заливать в двигатель мотоблока «Энергопром». У него 4-тактный двигатель, и производитель в инструкции указывает 10W40. Это всесезонный вариант, который является одним из самых распространенных и универсальных типов, особенно для использования в умеренном климате. Его популярность – это хороший баланс между защитой двигателя при высоких температурах и обеспечением легкого пуска в холодную погоду.
А для мотоблоков с двигателями Briggs Stratton производители часто рекомендуют использовать масла с маркировкой 5W-30 или 10W-30 – в зависимости от сезона и специфики эксплуатации. Эти моторы отличаются высокой надежностью, но очень чувствительны к качеству масла, особенно при интенсивной работе.
Масло 10W сохраняет текучесть до температуры -25°C – -30°C. «40» указывает на высокотемпературную вязкость масла при рабочей температуре двигателя – обычно 100°C. Оно обеспечивает достаточно толстую масляную пленку для защиты двигателя при высоких рабочих температурах, характерных для интенсивной эксплуатации или жаркой погоды.
А вот какое масло заливать в мотоблок Митсубиси zty600, производитель указывает точно: летнее – SAE 10W-30 или зимнее – SAE 5W-30. Другие не рекомендованы, и всесезонные в том числе. Поэтому обладателям такого мотоблока придется менять масло в двигателе два раза в год.
Какое масло заливать в мотоблок Боксборд, производитель обозначил однозначно – всесезонное Лукойл Генезис.
Сколько масла нужно заливать в двигатель
Количество масла, необходимое для заправки двигателя мотоблока, строго определено производителем и указывается в инструкции по эксплуатации. Обычно эта информация приводится в разделе «Технические характеристики» или «Обслуживание».
При заливке нужно строго следовать общим рекомендациям:
- Четырехтактные двигатели мотоблоков имеют щуп для проверки уровня масла. После заправки масла обязательно проверяют его уровень, который должен находиться между минимальной и максимальной отметками на щупе.
- Недостаточный уровень масла может привести к недостаточному смазыванию и перегреву двигателя. Избыточный уровень вызывает повышенное давление в картере, замасливание свечей зажигания и другие проблемы.
- Заливать масло надо постепенно, периодически проверяя уровень с помощью щупа, чтобы не превысить максимальную отметку.
Обычно объем масла в двигателях мотоблоков составляет 0,5-1,5 л, в зависимости от мощности и модели двигателя.
Видео описание
В видео владелец мотоблока показывает, как правильно менять масло в моторе:
Коротко о главном
Для четырехтактных двигателей мотоблоков используйте только четырехтактное моторное масло. При его выборе ориентируйтесь на рекомендации производителя, указанные в инструкции по эксплуатации. Учитывайте также климатические условия при выборе вязкости масла по классификации SAE. Выбирайте масло с уровнем качества API: SL, SM или SN. Полусинтетические и синтетические обеспечивают лучшую защиту двигателя. Регулярно нужно проверять его уровень и поддерживать между минимальной и максимальной отметками на щупе.