Какое масло заливать в воздушно-поршневой компрессор
10 апреля 2025 2025-04-10
101
Время чтения 19 минут
Прочитать позже
Отправим материал на почту
Согласен на обработку персональных данных.
политика конфиденциальности
Надежная и долговечная работа компрессора напрямую зависит от правильного выбора смазочного материала. Масло выполняет целый ряд функций, поэтому понимание его свойств, характеристик и особенностей выбора является важным моментом для поддержания эффективности работы оборудования и сокращения периодичности проведения ремонта. Ниже подробно рассмотрим, какое масло заливается в компрессор, с учетом его типа, условий эксплуатации и требований производителя.
Необходимость заливки масла в компрессор
Компрессорное масло – это не просто смазка.
Оно выполняет комплекс задач, обеспечивающих оптимальную работу агрегата.
- Образует тонкую пленку между трущимися поверхностями поршней и цилиндров, винтовых пар, подшипников и шестерен. Это снижает коэффициент трения, уменьшает износ деталей и продлевает срок службы компрессора.
- Циркулирует по системе, поглощая тепло и передавая его на внешние элементы охлаждения, поддерживая рабочую температуру в допустимых пределах. Превышение температуры даже на 10-15℃ может существенно ускорить окисление смазочного материала и привести к образованию отложений.
- Заполняет микроскопические зазоры между движущимися и неподвижными элементами. Это обеспечивает необходимую герметичность рабочих камер и предотвращает утечки сжатого воздуха, поддерживая заданное давление и производительность компрессора.
- Образует защитный слой на металлических поверхностях, предотвращая их контакт с влагой и агрессивными веществами, которые могут присутствовать в сжимаемом воздухе.
- Захватывает мелкие частицы износа, пыль и другие загрязнения, образующиеся в процессе работы, и переносит их в фильтры.
- Качественное компрессорное масло обладает высокой термоокислительной стабильностью и способно противостоять образованию лаковых отложений и нагара при высоких температурах.
Требования к маслу для поршневых компрессоров
Различные типы компрессоров имеют специфические конструктивные особенности и условия работы, и это обуславливает разные требования к используемой смазке. Поэтому вопрос, какое масло лить в компрессор, имеет первостепенное значение.
В поршневых компрессорах масло подвергается высоким нагрузкам и температурам, особенно в зоне цилиндропоршневой группы, где температура может достигать +200℃ и выше. Для них обычно используют масла с высокой вязкостью, хорошей термоокислительной стабильностью, высокими противоизносными свойствами и способностью предотвращать образование нагара. Важным параметром является индекс вязкости, который должен обеспечивать достаточную вязкость как при высоких, так и при низких температурах.
В винтовых компрессорах масло выполняет функцию не только смазки и охлаждения, но и уплотнения винтовой пары. Она работает на высоких скоростях вращения – до 10 000 об/мин и более. Это предъявляет особые требования к антипенным свойствам масла. Образование пены может привести к нарушению смазки и охлаждения. Также важна способность смазочного материала быстро отделяться от сжатого воздуха в сепараторе.
Центробежные компрессоры используют для сжатия больших объемов воздуха при относительно невысоких давлениях. В них масло в основном выполняет функции смазки подшипников и редукторов. Требования к нему – это стабильность в широком диапазоне температур и давлений, хорошие антиокислительные свойства и способность предотвращать образование ржавчины. В зависимости от конструкции и условий эксплуатации можно использовать масла с различной вязкостью.
В холодильных компрессорах масло контактирует с хладагентом, поэтому главное к нему требование – их совместимость. Оно должно обладать низкой температурой застывания, хорошей растворимостью в хладагенте и обеспечивать смазку при низких температурах.
Классификация компрессорных масел по типу базового масла и область их применения
Компрессорные масла классифицируют по нескольким параметрам, где деление по составу является определяющим. В этой категории три группы.
Минеральные масла производят путем переработки нефти. Они наиболее распространены и доступны. Но их термоокислительная стабильность и вязкостно-температурные характеристики ниже, чем у синтетических аналогов. Минеральные смазки хорошо подходят для большинства поршневых компрессоров, которые работают в умеренных условиях и с регламентированными интервалами замены, например, каждые 2000-4000 часов работы. Поэтому выбирая, какое масло заливать в компрессор поршневой воздушный Вихрь электрический 220В, можно остановиться на этом варианте.
Синтетические производят путем химического синтеза. Они обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению с минеральными маслами: способны выдерживать температуры до 250℃ и выше, у них лучшая текучесть при низких температурах и увеличенный срок службы – до 8000 часов и более в некоторых случаях. Рекомендуют для компрессорного оборудования, работающего в тяжелых условиях, при высоких или низких температурах, с длительными интервалами между заменами.
Полусинтетические – это смесь синтетических и минеральных базовых масел. Они обладают улучшенными характеристиками по сравнению с чисто минеральными маслами, но по некоторым параметрам уступают полностью синтетическим. Это компромиссный вариант между стоимостью и производительностью.
Вторая категория классификации – по вязкости, которая является одной из важнейших характеристик. Она определяет сопротивление течению при определенной температуре, обычно при 40℃ и 100℃. Классификация ISO VG (International Organization for Standardization Viscosity Grade) определяет классы вязкости масел. Чем выше число ISO VG, тем более вязким является смазочный материал. Выбор зависит от типа компрессора, рабочей температуры и нагрузки. Например, для небольших воздушных поршневых компрессоров, работающих при комнатной температуре, может быть достаточно масла ISO VG 32 или 46. Для высоконагруженных, работающих при высоких температурах – ISO VG 100 или 150.
Внимание! Руководство по эксплуатации компрессора всегда содержит рекомендации по оптимальной вязкости масла.
Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел
Существуют различные стандарты, классифицирующие компрессорные масла по их эксплуатационным свойствам.
Одним из распространенных стандартов является DIN 51506, который выделяет несколько классов для поршневых компрессоров:
- VD-L – с высокой термоокислительной стабильностью и низким образованием нагара, предназначенные для тяжелых условий эксплуатации.
- VC-L – с улучшенной стойкостью к окислению.
- VB-L – с базовыми эксплуатационными свойствами.
- VA-L – без специальных требований к образованию нагара.
Чтобы улучшить свойства смазки, в базовое масло добавляют присадки. Противоизносные снижают износ металлических поверхностей при высоких нагрузках. Антиокислительные замедляют процесс окисления масла при высоких температурах. Антикоррозионные защищают металлические детали от ржавчины и коррозии. Антипенные предотвращают образование пены, которая может нарушить смазку и охлаждение. Деэмульгирующие способствуют отделению воды от масла.
Как правильно выбрать масло для заливки в воздушный поршневой компрессор
Руководство по эксплуатации – документ, содержащий информацию о рекомендуемых типах и классах вязкости масла для конкретной модели компрессора. Нужно всегда следовать этим рекомендациям. Далее необходимо учитывать условия работы: температура окружающей среды, влажность, запыленность, интенсивность использования и рабочее давление. При высоких рабочих температурах, например, выше 80℃, предпочтительнее использовать синтетические масла. При низких – материал с низкой температурой застывания.
При выборе учитывают условия работы компрессора и бюджет. Синтетические масла обеспечивают более длительный срок службы и лучшую защиту, но стоят дороже. Минеральные более доступны, и лучше заливать в менее нагруженное компрессорное оборудование с частой заменой. Полусинтетические представляют собой компромисс.
Внимание! Нельзя смешивать компрессорные масла разных типов и производителей. Это может привести к непредсказуемым химическим реакциям, ухудшению свойств смазки и повреждению компрессора. При переходе на другой тип необходимо полностью слить старое масло и промыть систему, если это рекомендовано производителем.
Видео описание
В видео специалист рассказывает о том, как правильно выбрать масло для компрессора:
Как и когда заменить масло в компрессоре?
Регулярная замена масла и контроль его состояния – основа технического обслуживания компрессора. Интервалы замены зависят в основном от типа компрессорного оборудования, условий его работы, типа заливаемого масла и рекомендаций производителя. Для минеральных составов интервалы обычно составляют от 2000 до 4000 часов работы или 6-12 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Синтетические – до 8000 часов и более или 1-2 года. После запуска нового компрессора рекомендуют производить первую замену через относительно короткий промежуток времени, например, через 50-100 часов работы для удаления металлических частиц, образовавшихся в процессе приработки деталей.
Видео описание
В видео мастер показывает, как надо делать первую замену масла после 50 часов работы компрессора:
К контролю состояния относят уровень масла, его цвет и запах. Уровень должен находиться между максимальной и минимальной отметками. Потемнение свидетельствует об окислении, горелый запах указывает на перегрев. Наличие загрязнений – это металлическая стружка, вода – также надо контролировать.
Если компрессор работает от двигателя внутреннего сгорания, то внутрь последнего также заливают техническое масло. Таким образом, возникает закономерный вопрос: какое масло заливать в двигатель компрессора воздушного поршневого для обеспечения его оптимальной работы и долговечности? Потому что от корректной работы мотора будет зависеть эффективная работа компрессора, так как оба агрегата связаны напрямую. Здесь все также: рекомендации производителя и условия эксплуатации.
Коротко о главном
Правильный выбор компрессорного масла – фактор, который обеспечивает надежную, эффективную и долговечную работу компрессора. Для этого нужно учитывать тип компрессорного агрегата, условия работы, рекомендации производителя, классификацию масел по составу, вязкости и эксплуатационным свойствам. Всегда надо отдавать предпочтение рекомендациям производителя и не стоит экономить на качестве смазочных материалов.