Определение и назначение
Экскаватор – это машина для копания грунта. Рабочим органом является ковш. Он может быть различной конструкции. Для расширения функциональности применяется сменное оборудование: кран (крюк), гидромолот, сваебойный копер и т.п. Кроме «классической» техники, существуют экскаваторы-погрузчики и мини-экскаваторы. По принципу работы, экскаваторы делятся на следующие виды:
- Цикличные (циклического действия). Сюда относятся одноковшовые машины.
- Непрерывного действия. В эту группу входят: многоковшовые роторные, с фронтальной фрезой, траншейные с зубчатой цепью.
- Вакуумные.
Ниже рассматривается только первая категория – экскаватор с ковшом. По назначению принята следующая классификация:
- Строительные. Объем ковша до 3 м3. Используются, в основном, на земляных или погрузочно-разгрузочных работах. Большинство моделей являются универсальными (т.е. имеют 4 и более видов сменного оборудования).
- Карьерные. Комплектуются рабочим оборудованием от 2 м3 до 8 м3. Применяются в карьерах на разработке скальных пород, угольных или рудных месторождений.
- Вскрышные. Вместимость ковша от 6 м3. Используются при необходимости снять (вскрыть) верхний слой породы, под которым залегают полезные минералы. Отличительная особенность – удлиненная стрела и большая мощность.
В отдельную группу выделяют специальную технику. Сюда входят торфяные, разрушительные, тоннельные, спасательные, подземные, железнодорожные, подводные, болотные и другие модели. Для них нужны специальная оснастка и навесное оборудование.
Ковши PC200
Ковш PC200 — 4PF0070FCM — 0,8 м3 Масса ковша в сборе — 720 кг Ширина — 1044 мм Ковш PC200 — 4PF0080DCM — 0,9 м3 Масса ковша в сборе — 680 кг Ширина — 1200 мм
Ковш PC200 —по запросу — 1,0 м3 Масса ковша в сборе — 720 кг Ширина — 1200 мм
Наименование | Тип | Артикул | Кол-во | Примечание |
Адаптер | станд.* | 775-HL-200AS | 5 | кромка 36 мм |
усил | 775-HL-200AH | — | кромка 40 мм | |
скал | 775-HL-200AR | — | кромка 45 мм | |
Коронка/зуб | станд.* | 775-HL-200TS | 5 | |
усил | 775-HL-200TH | — | возможна установка | |
скал | 775-HL-200TR | — | возможна установка | |
Фиксатор коронки | — | 775-HL-200PS | 5 | |
Бокорез | станд.* | 205-70-74180205-70-74190 | 2 | |
Защита | угловая защита – листовая, 2 шт. по профилю ковша защита днища – листовая |
* — используется в данной спецификации ковша
Двухсекционная стрела
Еще одним существенным преимуществом современных колесных экскаваторов является возможность комплектации как одно-, так и двухсекционной стрелой с рукоятью (TAB, triple-articulated boom), еще ее называют «стрела с изменяемым углом между секциями». Гусеничные модели обычно оснащаются только односекционной «монострелой». Рабочая диаграмма с двухсекционной стрелой лучше, чем с монострелой. Дополнительная секция стрелы TAB снабжена гидроцилиндром, с помощью которого оператор может изменять угол между секциями, уменьшать или увеличивать общую длину стрелы. Это удобно и для работы, и для транспортировки – стрела TAB компактно складывается, ее можно отвести дальше назад, и общая габаритная длина машины уменьшается, а центр тяжести смещается ближе к центру машины, машиной легче управлять, особенно при езде по узким городским улицам. Двухсекционная стрела позволяет работать, аккуратно обходя сооружения коммунальной инфраструктуры, и также увеличивает универсальные возможности экскаватора. При складывании стрелы ТАВ улучшается обзор с места оператора зоны с правой стороны экскаватора, которая обычно плохо видна оператору. Если зачистной ковш используется с тилтротатором, машина с двухсекционной стрелой даст возможность оператору установить ковш за бульдозерным отвалом и перемещать дополнительное количество грунта в траншею, сокращая время ее обратной засыпки. Также и гидромолот может применяться под любыми углами, и положение машины при этом менять не нужно. Одним из преимуществ двухсекционной стрелы является возможность выполнять работы на очень малых вылетах, ближе к машине. Это удобно в условиях тесноты или при выполнении разравнивания, планировочных работ. Монострела обеспечивает хорошую грузоподъемность на больших вылетах, и если работа должна выполняться на большом расстоянии от машины, лучше выбрать ее.
Экскаватор:
Экскаватор
(от лат. excavo — «долблю, вынимаю») — основной тип землеройных машин, оснащённых ковшом. Основным назначением является разработка грунтов (горных пород, полезных ископаемых) и погрузка сыпучих материалов.
Экскаватор – это самоходная землеройная машина на гусеничном, колесном или шагающем ходу, имеющая верхнюю часть, способную поворачиваться на 360°, со смонтированным рабочим оборудованием, предназначенным главным образом для копания с помощью ковша без перемещения ходовой части в течение рабочего цикла.
Рабочий цикл экскаватора включает в себя копание, подъем, поворот и разгрузку материала. Экскаватор может быть также использован как средство для перемещения изделий или материалов.
Экскаватор – разновидность тяжелой техники, используемой преимущественно в строительстве и горнодобывающей отрасли. История этих машин уходит корнями в глубокую древность: еще народы Египта, и Рима применяли аналоги современных экскаваторов для создания своих сооружений. Сегодня выемочно-погрузочная машина имеет множество разновидностей.
В зависимости от количества ковшей, установленных на экскаваторе в качестве рабочего органа, экскаваторы подразделяются на одноковшовые и многоковшовые экскаваторы.
Одноковшовый экскаватор представляет собой один из видов экскаваторов, а по сути – самоходную выемочно-погрузочную машину циклического действия, чьей функцией является извлечение (экскавация) грунта (пород, земли, горных масс и прочих), его перевозка на определенные расстояния с последующей погрузкой или укладкой в обозначенное место.
Рабочая составляющая техники – одноковшового экскаватора – ковш с зубьями, отличающийся в зависимости от типа, вида и модели экскаватора параметрами кубического объема. Ковш крепится на стреле, рукояти или канатах. Загрузка ковша осуществляется посредством передвижения машины по грунту и выемки (копания) грунта ковшом. При этом корпус машины относительно поверхности земли в ходе выемки (копания) грунта и осуществления прочих операций основного рабочего цикла остается недвижимым, тяговое усилие создаётся механизмами экскаватора. При копании экскаватор устанавливается стационарно и операция копания выполняется ниже уровня земли. Это отличает экскаватор от скрепера и фронтального погрузчика, где тяговое усилие при загрузке ковша создаётся перемещением корпуса машины.
Одноковшовый экскаватор – наиболее распространённый тип землеройных машин, применяемых в строительстве и добыче полезных ископаемых.
Многоковшовый экскаватор – экскаватор непрерывного действия с ковшовым рабочим органом. Ковши многоковшового экскаватора закреплены на бесконечной цепи (или цепях), ленте или роторе. Усилие копания создаётся за счёт перемещения ковшей относительно корпуса машины. По сравнению с одноковшовыми экскаваторами характеризуются большей производительностью, но меньшей универсальностью.
Многоковшовые экскаваторы применяются для выполнения больших объёмов земляных работ в дорожном, мелиоративном и гидротехническом строительстве, для разработки траншей при прокладке трубопроводов и кабельных линий, в военном деле для рытья окопов, для добычи полезных ископаемых, при проведении дноуглубительных работ на водоёмах.
Многоковшовые экскаваторы – это экскаваторы непрерывного действия. Они непрерывно разрабатывают и одновременно транспортируют грунт в отвал или в транспортное средство. Благодаря совмещению операций многоковшовые экскаваторы (как экскаваторы непрерывного действия) отличаются от экскаваторов циклического действия (одноковшовых экскаваторов), производящих операции по разработке, транспортировке и погрузке грунта последовательно в определённом порядке с многократным циклическим повторением рабочего цикла.
Как выбрать ковш для траншейных работ?
При выборе объема и ширины ковша для рытья траншей необходимо принимать во внимание технические особенности экскаватора (то есть его рабочие возможности и приспособленность к конкретным условиям), объем плановых работ (ширина и глубина траншеи), плотность разрабатываемого грунта, особенности рельефа местности. Экскаватор может находиться на одном уровне с участком разработки, ниже или выше рабочей площадки
При выполнении задания на песчаных почвах выбирают ковши с максимальным объемом и шириной, поскольку песок — податливый, не тяжелый материал. Если ведется разработка горных пород, используют высокопрочные ковши с небольшим объемом и шириной контактируемой кромки, чтобы избежать поломки оборудования при контакте с каменистыми отвалами, и предотвратить опрокидывание спецтехники из-за перегрузки.
Оптимальная вместимость ковша определяется расчетным путем — номинальный объем умножается на показатель удельной массы породы. Коэффициент наполнения емкости определяется как отношение собранного грунта (за 1 прием) к объему ковша. Если самосвал, куда экскаватор выгружает грунт, заполняется за 4-6 выгрузок, то траншейные работы ведутся рационально.
Чаще всего при рытье котлованов и траншей применяют два вида оборудования: траншейный и профильный ковши, различающиеся формой, углом наклона корпусных стенок, количеством и заточкой зубьев. Усиленные (упрочненные) модели ковшей, используют при рытье водоемов, каналов, траншей в каменистой почве.
Совместимость рабочего оборудования с разными типами траншей
Одноковшовые экскаваторы, где ковш имеет форму «прямая лопата», применяют для создания небольших и нешироких выемок при отсутствии близкозалегающих грунтовых вод. В данном случае грунт из емкости выгружается непосредственно в транспорт
Экскаваторы с драглайном и «обратной лопатой» создают траншем любой ширины и в пределах глубины резания. Машина находится выше уровня забоя, что позволяет вести работу с влажным и мокрым грунтом.
Тип ковша (ширина, вместительность, форма) выбираются в первую очередь, с учетом специфики технического задания:
- площадь ведения землеройных работ;
- радиус выгрузки;
- высота перемещения ковша;
- высота выгрузки.
При выборе машины и оборудования учитывается также направление движения экскаватора — прямоходное, поперечно-торцевое, зигзаг, боковая проходка.
Современные экскаваторы роют траншеи разного предназначения для прокладки кабелей, трубопроводов, размещения различных резервуаров и габаритных коммуникаций. Для копания узких траншей используют ковши шириной 30 см с двумя зубьями или шириной 40 см с тремя зубьями. При этом ширина кромки стандартного ковша составляет 7-110 см.
Экскаватор, типы и виды.
Экскаватор – это самоходная землеройная машина на гусеничном, колесном или шагающем ходу, имеющая верхнюю часть, способную поворачиваться на 360°, со смонтированным рабочим оборудованием, предназначенным главным образом для копания с помощью ковша без перемещения ходовой части в течение рабочего цикла.
Экскаватор
Типы и виды экскаваторов, классификация экскаваторов
Экскаваторы, навешиваемые на тракторы, экскаваторы на автомобильном шасси, пневмоколесные экскаваторы, гусеничные экскаваторы, шагающие экскаваторы, железнодорожные экскаваторы, плавающие экскаваторы
Полноповоротные экскаваторы, неполноповоротные экскаваторы
Экскаваторы с паровым двигателем, экскаваторы с двигателем внутреннего сгорания, электрические экскаваторы
Экскаваторы с прямой лопатой
Типы экскаваторных ковшей
Выделяют три основных вида ковшей, но часто используются и другие. Рассмотрим 6 типов экскаваторного ковша:
Стандартный – применяют для землеройных работ на грунте плотностью не более 1500 кг/М3, не оснащают дополнительной защитой от износа. Имеет стандартные коронки и боковые или приварные бокорезы. Объем и толщина ножа зависит от тоннажа спецтехники.
Усиленный – полоз, накладки и нож выпускают из стали марки НВ400, защищен усиленными коронками, на щеки устанавливают съемные протекторы защищающие от истирания. Предназначен для более плотных пород, до 1800 кг/М3, имеет долгий срок службы.
Скальный ковш – производят в 3 модификациях: стандарт, усиленный, сверхусиленный. Используют конструкционную сталь Hardox 450, 500, а для ножа комбинированную НТ360. Ковш скальный имеет защиту между зубьев, углового шва, днища и щеки, все элементы возможно заменить на новые. Подходит для разработки гранитных, базальтовых месторождений, каменистого грунта твердостью более 220 кг/М3, а также их погрузки-разгрузки в тяжелых условиях.
Рыхлитель – его особенность это ступенчатое расположение зубьев. Вначале в почву входит большой центральный зуб разрушающий, разбивающий грунт, а затем боковые продолжают разрыхлять, что упрощает дальнейшее углубление ковша. Ножи, накладки, бокорезы, полоз изготавливают из износостойкой стали НВ400, 450. Используют в местах, где есть большое включение каменистых пород, на тяжелых грунтах, где необходимо рыхление с выемкой земли.
Траншейный ковш – нужен для устройства траншей с ровными стенками под коммуникации, дренажные каналы, фундамента. Подходит для использования на мини-экскаваторах в труднодоступных местах, производят из стали 09Г2С. Он аккуратно разрабатывает землю, песок, глину и гравий. Подбирая ковш узкий-траншейный ориентируются на ширину по бокорезам.
Планировочный – имеют две модификации: простой и качающийся. Последний имеет встроенный поворотный механизм, который позволяет изменять градус наклона ковша относительно рукояти экскаватора. Изготавливают из металла 09Г2С, производители по желанию заказчика используют более износостойкие стали и дренажные отверстия для работ в водной среде. Применяют при очистке, планировке канала, дорог, насыпей на грунте твердостью не более 1800 кг/м3
При выборе обращают внимание на ширину ковша, на дополнительное оснащение сменного болтового ножа.
Экскаваторы даже лучших мировых брендов со временем ломаются или требуют замены ковша и других элементов.
Компания «ТехТранКом» по ремонту спецтехники в Батайске и Ростове-на-Дону быстро произведет замену запасных частей или выполнит ремонтные работы по восстановлению экскаватора.
Что влияет на грузоподъемность?
Факторов, отвечающих за поднятие груза, несколько:
- Масса. Чем меньшую массу имеет машина, тем меньший вес она может поднимать.
- Центр тяжести. Его расположение также влияет на максимальный вес груза.
- Мощность двигателя и гидравлики. В конструкции современных экскаваторов используются более совершенные насосы гидравлической системы. Они обеспечивают значительную прибавку к производительности.
- Тип шасси. Колесные экскаваторы менее устойчивы, чем гусеничные. Последние имеют большую площадь соприкосновения с поверхностью, что повышает устойчивость и способность развить высокое усилие отрыва на ковше.
- Ковш и стрела. Это крайне важные узлы спецтехники. В первую очередь именно их конструкция определяет возможную грузоподъемность.
Исходя из перечисленных критериев можно сделать логичный вывод: чем мощнее и массивнее машина, тем больший груз она способна поднимать. Также важную роль играет шасси гусеничного типа.
МТЗ 82
По сути, это конструктивно доработанный вариант предыдущей модели. Основные отличия заключаются в более продуманной схеме управления навесным оборудованием, в частности, установлена дополнительная гидравлическая система для задних опор и стрелы.
Кроме того, модель полноприводная и обладает механической схемой трансмиссии. Такой подход обеспечивает выполнение работ повышенной сложности, без потери точности. Раздельная гидравлика способствует повышенной грузоподъёмности. Глубина выемки грунта составляет порядка 4.2 метра, максимальная высота подъёма стрелы – 3.5 м.
Экскаваторы, навешиваемые на тракторы:
Нижней опорой (базой) одноковшового экскаватора, навешиваемого на трактор, выступает классический трактор, в большинстве случаев – колесный.
На его заднюю часть (в редких случаях – на боковую сторону) устанавливается экскаваторное оборудование с неполным поворотом, которое прикрепляется к базовой машине специальной рамой. Экскаваторное оборудование экскаватора, навешиваемого на трактор, представляет собой обратную лопату с ковшом малого объема – от 0,2 до 0,5 м3. Конструкция данного вида экскаватора подразумевает быстрый съем рабочего оборудования – ковша и его замену на грейфер (грузозахватное приспособление), грузовые вилы, крюк, гидравлический молот.
Поэтому применение такого экскаватора целесообразно:
– на землеройных работах малого масштаба (ремонт подземных коммуникаций в коммунальном хозяйстве, электрических и газовых сетей и пр.),
– на планировочных работах малого масштаба (создание ровных, чистых поверхностей).
– для складывания материалов;
– для доставки и перемещения грузов;
– при проведении строительных и строительно-монтажных работ.
Движителем машины выступает мотор трактора-базы с гидравлическим приводом.
Экскаваторы, навешиваемые на тракторы, отличаются довольно высокой маневренностью и высокой скоростью передвижения.
Определение и назначение
Экскаватор – это машина для копания грунта. Рабочим органом является ковш. Он может быть различной конструкции. Для расширения функциональности применяется сменное оборудование: кран (крюк), гидромолот, сваебойный копер и т.п. Кроме «классической» техники, существуют экскаваторы-погрузчики и мини-экскаваторы. По принципу работы, экскаваторы делятся на следующие виды:
- Цикличные (циклического действия). Сюда относятся одноковшовые машины.
- Непрерывного действия. В эту группу входят: многоковшовые роторные, с фронтальной фрезой, траншейные с зубчатой цепью.
- Вакуумные.
Ниже рассматривается только первая категория – экскаватор с ковшом. По назначению принята следующая классификация:
- Строительные. Объем ковша до 3 м3. Используются, в основном, на земляных или погрузочно-разгрузочных работах. Большинство моделей являются универсальными (т.е. имеют 4 и более видов сменного оборудования).
- Карьерные. Комплектуются рабочим оборудованием от 2 м3 до 8 м3. Применяются в карьерах на разработке скальных пород, угольных или рудных месторождений.
- Вскрышные. Вместимость ковша от 6 м3. Используются при необходимости снять (вскрыть) верхний слой породы, под которым залегают полезные минералы. Отличительная особенность – удлиненная стрела и большая мощность.
В отдельную группу выделяют специальную технику. Сюда входят торфяные, разрушительные, тоннельные, спасательные, подземные, железнодорожные, подводные, болотные и другие модели. Для них нужны специальная оснастка и навесное оборудование.
Сфера применения «ЭО-2621»
Универсальный экскаватор-бульдозер «ЭО-2621» можно использовать на самом широком фронте земляных работ:
- Для рытья котлованов, траншей, сбрасывания грунтов, с погрузкой вынимаемого грунта в транспорт или же сгребая его в отвал; а также с использованием в качестве грузового транспорта, с применением обратной лопаты;
- Для чистки и выравнивания дорог, засыпания траншей и сгребания строительного мусора, планировки территории, – при помощи бульдозерного отвала;
- Для возведения насыпей, разработки забоев и погрузки сыпучего материала на транспорт посредством лопаты.
В годы СССР наиболее распространённым «носителем» экскаватора «ЭО-2621» был трактор «ЮМЗ».
Кроме стандартного ковша, экскаватор «ЭО-2621» может, при необходимости, комплектоваться ковшами увеличенных объёмов. Либо узким (траншейным) ковшом; обратной лопатой со смещенной осью, которая позволяет копать траншеи вплотную к стенам зданий.
А также: погрузочным ковшом, вилами, захватом, гидромолотом, зубом-рыхлителем, крановым крюком, несколькими видами грейферов. Всего же на штатную подвеску «ЭО-2621» может быть установлено 22 вида имеющих разные характеристики рабочих органа, двух категорий – экскаваторных и бульдозерных.
Экскаваторы на автомобильном шасси:
Базой одноковшовых экскаваторов на автомобильном шасси служит грузовой автомобиль повышенной проходимостью, обладающий возможностью беспрепятственно двигаться по любым видам дорог или при их отсутствии (по бездорожью). Грузовики способны в короткие сроки передвигаться на значительные расстояния.
Область применения такого экскаватора: как правило, на землеройные работы среднего масштаба (очистка водоемов, каналов, строительство и ремонт дорожного покрытия, автомобильных трасс и пр.), а при смене рабочего оборудования (с ковша на другое) – также строительные и строительно-монтажные работы, складирование, доставка и перемещение грузов.
Основным рабочим оборудованием в большинстве случаев выступает обратная лопата с ковшом объемом от 0,04 до 1,5 м3. Реже встречаются модели, где имеется переход от прямой к обратной лопате за счет наличия поворотного ковша и телескопической стрелы. Некоторые модели могут комплектоваться сменным рабочим оборудованием: грейфером, грузовыми вилами, крюком, гидравлическим молотом.
В качестве движителя машины могут выступать моторы:
- непосредственно автомобиля-базы;
- отдельные моторы, установленные на поворотной платформе.
Классификация экскаваторов по типу ходовой части
Экскаваторы применяются для прокладки магистралей, планировки территорий, расчистке железнодорожных путей от снега. Некоторые приспособления позволяют превратить землеройную машину в погрузочно-разгрузочную технику и даже использовать в подземных шахтах.
Многообразие спецтехники благодаря различным факторам разделяют на виды. Классификация экскаваторов проводится по нескольким направлениям. Но в первую очередь выделяют машины по типу ходовой части, определяющей место применения техники:
Виды экскаваторов по типу ходового устройства
- на автомобильных и тракторных шасси базируют колесный экскаватор. Технику от других типов отличает скорость перемещения и мобильность;
- высокую производительность обеспечит гусеничный экскаватор на металлическом, резиновом или комбинированном ходу. Продуктивно работают на рыхлых грунтах, но к месту действий приходится доставлять на вспомогательной технике;
- среди землеройной техники выделяются и шагающие модели, перемещающиеся посредством опорных лап или башмаков. Некоторые из них оснащены стрелой (драглайном);
- шагающие экскаваторы задействованы в горных разработках и добывающей промышленности;
- модели, устанавливаемые на платформах, называют железнодорожными, и применяют их исключительно для работ на ж/д путях и прилегающей к ним территории;
- имеются также экземпляры, работающие на воде – это плавучие модели, закрепленные на понтонах. С помощью данной техники производят чистку водоемов или добывают со дна песок, а также используют для расширения речных русел.
Все экскаваторы созданы для работ в определенных условиях. Это позволяет обеспечить высокую производительность каждого технологического процесса.
Экскаваторы могут применятся во многих земельных работах
Виды экскаваторов
Существуют определенные конструктивные отличия в технике по области применения. Это универсальные строительные механизмы, позволяющие решать широкий спектр заданий. Есть карьерные устройства, применяемые при работе с ископаемыми. Существует также мощная вскрышная спецтехника, поставляемая обычно на месторождения открытого типа.
Экскаватор-погрузчик
Это один из самых популярных видов спецтехники, применяемой при выполнении дорожных и строительных работ. Модельная линейка относится к категории универсальной техники, оснащенной навесными механизмами с ковшами. Условно назначение экскаватора–погрузчика можно разделить на два режима:
- Разрыхление грунта, копание и последующая выемка.
- Работа в режиме перемещения грузов, грунта, стройматериалов и их последующая погрузка.
Существуют отличия по грузоподъемности, по типу рамы, по виду ходовой части. Погрузка может быть как фронтальной, так и боковой, задней. Техника выпускается с одним или несколькими ковшами.
Спецтехника используется при погрузке самых разнообразных сыпучих материалов, сырья. Механизмы доказали эффективность в процессе выемки грунта при работах в котлованах, траншеях. Если вас интересуют виды и назначение экскаваторов, то эта техника идеально подходит для расчистки площадок, буксировки стройматериалов на незначительные дистанции. Без нее сложно обойтись при укладке труб, в процессе борьбы со снежными заносами.
Колесный экскаватор
Комплектация шасси колесами позволяет заметно повысить спектр применения спецтехники. Вы можете расширить назначение экскаватора, используя его при необходимости на нескольких отдаленных участках. При движении по дорогам общего назначения колесная техника не деформирует полотно, ее удобно использовать в городской черте, поблизости от зданий, в ограниченном свободном пространстве. Основные преимущества заключаются в мобильности и маневренности.
Гусеничный экскаватор
Эта спецтехника значительно превосходит колесную по рабочим характеристикам. Ее можно применять на сложном грунте благодаря превосходной проходимости. Экскаватор в руках опытного специалиста способен преодолевать уклоны до 35°. Его отличает солидный запас мощности, высокие показатели грузоподъемности.
Принцип работы редукторов
Так как в основе работы редуктора лежит передача и преобразование крутящего момента, основной характеристикой механических редукторов является тип механической передачи, которая в них используется.
Типы передач:
- Цилиндрическая зубчатая передача – один из самых надежных и долговечных типов передач, обеспечивающий высокий ресурс использования. Как правило, применяется в редукторах с особо сложным режимом работы. Этот тип передач подразделяется на прямозубные передачи, косозубчатые и шевронные передачи;
- Коническая зубчатая передача – в отличие от предыдущей имеет оси входных и выходных валов, которые пересекаются друг с другом. Роторы с такой передачей используются когда необходимо изменить направление передаваемой кинетической энергии;
- Червячная передача – это механическая передача от винта («червяка») к зубчатому колесу. Имеют достаточно высокое передаточное отношение и относительно низкое КПД. Бывают однозаходные и многозаходные;
- Гипоидная передача (спироидная) – использует для передачи конические колёса со скрещивающимися осями (колеса могут иметь косые или криволинейные зубья). Такой тип передачи отличается низким шумом работы, плавностью хода и высокой нагрузочной способностью;
- Цепная передача – как понятно из названия, использует гибкую цепь для передачи механической энергии. Состоит из двух звёздочек (ведущей и ведомой) и цепи, состоящей, в свою очередь, из подвижных звеньев. Это один из самых универсальных, простых и экономичных типов передач;
- Ремённая передача – передача энергии при помощи гибкого ремня за счет силы трения или сил зацепления (в случае с зубчатыми ремнями). Состоит из ведущего и ведомого шкивов, а также приводного ремня. К преимуществам можно отнести недорогую стоимость, бесшумность и плавность работы, а также легкий монтаж и компенсацию перегрузок за счет проскальзывания;
- Винтовая передача – преобразует поступательное движение во вращательное, и наоборот. Как правило, представляет собой конструкцию, состоящую из винта и гайки. Бывает передача качения и скольжения. Эта передача чаще используется не для перемещения, а для закрепления. Применяется в регулировочных винтах, приводах исполнительных органов механизмов, различных инструментах;
- Волновая передача – относительно новый тип передач, характеризующийся очень высоким передаточным отношением. Работает за счёт генерирования волн на гибком колесе, оснащенным меньшим количеством зубьев чем жесткое колесо, и смещения колесо относительно друг друга на разницу зубьев за один оборот. Среди достоинств – малый вес, высокая кинематическая точность, способность передачи момента через герметичные стенки.
Число ступеней редуктора
Как правило, редукторы, состоящие только из одной передачи, встречаются крайне редко. Такой тип редукторов называется одноступенчатым. Куда больше распространение получили двух-трех и многоступенчатые редукторы, причем в таких редукторах могут встречаться как передачи одного типа, так и несколько различных передач, комбинированных между собой. Общее передаточное отношение редуктора напрямую зависит от типа используемой передачи и количества ступеней. В некоторых механизмах количество ступеней может до десятков и сотен тысяч.
Валы редуктора
Размещение различных передач в одном корпусе редуктора позволяет разместить опоры валов с очень точно соблюдённой соосностью и строго выдержанными межосевыми расстояниями. Передача крутящего момента может осуществляться между параллельными, пересекающимися и даже перекрещивающимися валами. Взаимное расположение валов определяет, какой именно тип передачи будет использоваться в данном редукторе. Так, например, для передачи вращения между валами, расположенными параллельно используются цилиндрические зубчатые передачи. Если валы пересекаются – применяют конические зубчатые передачи, а в случае с перекрещивающимися валами оптимальным будет применение червячных, зубчато-винтовых и гипоидных передач. По количеству возможных скоростей выходного вала редукторы можно разделить на механизмы с постоянным показателем передаточного отношения (односкоростные редукторы), а также на двух – и многоскоростные редукторы, с возможностью изменения передаточного отношения.